То что было неподъемным, непреодолимым, вызывало чувство полного бессилия и отчаяния, сдвинулось, растворилось в дымке и ушло в небытие.
Мы сбежали из тюрьмы — ушли со школы.
Я забираю документы из районой школы и перевожу свою дочь-подростка на онлайн-образование в Московскую гимназию.
Ощущение, что мир перевернулся. То что изначально было поставлено с ног на голову, сейчас возвращается в свое нормальное, исходное положение.
Из ожесточенного, взъерошенного, остервенело бросающегося на всех подростка моя дочь превращается в милую, спокойную девушку с плавными движениями, с улыбкой на лице. Может быть подростки все такие, если им не надо бороться?
Моя дочь далеко не глупая, и у меня всегда возникал вопрос — почему же ей совсем не нравится учиться? Почему уроки вызывают у нее стойкое отвращение? Почему ей приходиться преодолевать свое колоссальное сопротивление, чтобы ходить в школу? Это отдельный труд — заставить себя ходить в школу… И не только у нее. Никакого интереса, никакого удовольствия, никакого азарта. Только боль и мучение.
А недавно она сказала: «Все». Не словами, а поведением. Она перестала ходить в школу. Уровень ее сопротивления перевалил ту планку, где она могла бы еще заставить себя. Все.
Мое родительское бессилие можно себе представить. Я то знаю, что «в школу нужно ходить». И я ничего не могу с этим поделать. Эта та система, которая сильнее меня. И я не могу сделать эту школу хорошей, преподавателей добрыми и чувствующими, образованными и понимающими. Я не могу изменить тот факт- что чем меньше детей в школе, тем легче пед-составу и проще директору. Что директор искренни рад каждому уходящему ребенку.
Как воспитатель в садике, проветривающий окно в ясельной группе зимой в мороз, когда все дети сидят на горшках — больше заболеет, меньше придет — «Сил нет за всеми смотреть». Наблюдала однажды эту картину.
Это глубинная незаинтересованность в ребенке. «Там, в обычной школе дети никому не нужны» — это как основную причину своего ухода из обычной школы назвала одна из мам наших новых одноклассников в онлайн-гимназии.
«Лучше бы тебя не было» — самое уничтожающие послание, которое может считывать ребенок в поведении взрослых. В поведении значимых ему людей.
Современная школа транслирует именно это. И я не могу это изменить.
Второй постулат, который мне казался неизменным — «В школу нужно ходить». А как еще?
Частная школа? Очень дорого и в большинстве случаев не решает эти проблемы. Хороших частных школ, заточенных на детей, а не на собственные амбиции и амбиции родителей очень мало. Единственная такая, в которую ходил мой старший сын, закрылась в нашем городе.
Семейное образование? Репетиторы по всем предметам? Огромная сумма и затраты на организацию процесса. По моим ощущениям — это потратить все свое время на обучение ребенка. Хотя сейчас, я понимаю, что это не так. Сил на то, чтобы заставить ребенка учиться и ходить в школу тратиться намного больше, чем сил на организацию процесса обучения с репетиторами. Поскольку ребенок учиться. Он начинает учиться, а не сопротивляться обучению.
Онлайн-образование. Ребенок учится в классе с 6-10 другими учиниками. Он видит их на экране компьютера, видит учителя, видит «доску». Обучение происходит в режиме онлайн-конференции. Все 45 минут тратятся на обучение, объяснение материала и получение обратной связи от учеников. Всех спрашивают. «Маша, что ты думаешь? Степа, что ты думаешь?» И они думают постоянно. Они включены в процесс 45 минут. 10 минут -перемена, потом следующий урок. Все те же предметы, что и обычной школе за исключением музыки, изо, физкультуры, трудов — они сдаются рефератами.
Я увидела, как у моей дочери горят глаза, как она довольна, как ей нравится, как она увлеченно рассказывает о новом материале. Она вникает! Ей нравится! Она рассказывает мне о местоимениях и сложных наречиях!
Нормальный, обычный ребенок — любознателен. Он хочет учится. Ему интересно познавать новое. Это нормально для него с жадностью впитывать все новое, сложное, интересное…
Только если не приложить массу усилий, чтобы задавить это природное желание учиться. И то, что было естественным и нормальным, будет вызывать отвращение и рвотный рефлекс.
Еще недавно я не представляла, что есть выход.
С одной стороны, — школа. С другой стороны, — сопротивление моего ребенка.
Ни с тем ни с другим я ничего не могу сделать. Я не могу изменить школу. И я не могу заставить, уговорить, замотивировать моего ребенка переселись себя и продолжать поглощать то, что вызывает у него отвращение.
« Живые дети всегда сопротивляются школе. Сломленные уже нет…» Эти слова клинического психолога, работающего с детьми Кристины Романовской очень поддержали меня.
Я рада, что мой ребенок жив. Что у него есть еще возможность протестовать, отказываться , бунтовать. Что он не сваливается в хроническую соматизацию, как делают многие дети, чтобы не ходить в школу. Что моя дочь не теряет волю. Что она не сломлена.
Сегодня, когда я забираю документы из школы, я ощущаю невероятную свободу. И меня не покидает ощущение чуда. Я вырвалась из тюрьмы и выковарила из этих цепких лап своего ребенка.
То, что казалось неизменным, неподъемным, непреложным — оказалось уже историей.
Идя вечером по школьному двору и видя впереди забор и заветную калитку я поймала себя на огромном желании бежать, как можно быстрее добежать до калитки и скрыться за ней. Побег из тюрьмы))
Это мои чувства.
А что чувствует моя дочь, ее уровень счастья вы можете представить.
Ее объятия и слезы радости и благодарности…Мне кажется я никогда не смогу сделать для своего ребенка большего, чем сделала для нее сейчас.
На фото не моя дочь.) Но у девочки на фото и моей дочери много общего.
*******************************************************
Перепечатка материалов разрешена только с указанием авторства и активной ссылкой на сайт. АВТОР: ИРИНА ДЫБОВА http://dybova.ru
***