Мне не приходит в голову, что я могу позвонить и настоять, чтобы договоренности соблюдались. Что у меня есть какие-то рычаги давления. Где-то внутри я предполагаю, что у меня есть права, но я владею «глубинным знанием» о том, что мои права ничего не значат.
От невозможности потребовать прислать сантехника от жека до убеждения, что мой голос на выборах ничего не значит, поэтому нет смысла куда-то ходить, что-то требовать, где-то голосовать − все равно ничего не изменишь.
Так звучит «выученная беспомощность».
Моя подруга водит детей в частную школу. С какого-то момента преподаватель истории просто забил на свои уроки. Вместо объяснения предмета он сидел, уткнувшись в ноутбук, а детям задавал читать учебник. И так день за днем. Причем раньше — это был увлеченный, интересный учитель. Сын подруги любит историю и он поделился с мамой своими горестями по поводу происходящего.
Когда она подняла этот вопрос в родительском чате, все зашикали: «А что мы можем? Они что, поменяют преподавателя? Где они возьмут другого учителя? На резонный ответ — «Это их проблемы. Частная гимназия. Пусть принимают меры» — последовал всеобщий ответ — «Не жалуйтесь, будет хуже!»
Так звучит «выученная беспомощность».
Подруга пришла на прием к директору гимназии и донесла суть вещей. Директор сильно удивилась, поскольку «никто не жаловался»! Но с этого момента во всех кабинетах стоят камеры. А учитель истории вдруг вернулся к своим прямым обязанностям и стал объяснять детям предмет.
Кстати, никаких репрессий к сыну подруги (как пророчили в том же родительском чате люди, выкладывающие ежемесячно кругленькую сумму за обучение своих детей) не последовало.
***
Когда сын другой моей подруги перешел в 9 класс, и выяснилось, что все сильные предметники из школы ушли, и всему классу, если есть желание сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗы на бюджет, придется плотно сидеть на репетиторах — родительский комитет собрался и настоял, чтобы школа привлекла преподавателей. Этот вопрос был решен не за счет родительских средств, а за счет школы. Был поменян практически весь педсостав.
Мы можем. Все вместе и каждый в отдельности. Можем.
Но выученная беспомощность, как липкий плющ — оплетает волю изнутри. Она опутывает по рукам и ногам… Ладно бы она была только выращенная опытом нашей собственной жизни — детским садом, родителями, школой, коррупционной системой, с которой мы встречались лично, но она же произрастает из душ наших родителей и прародителей — истерзанных, раскулаченных, у которых все отобрали и ничего не дали взамен.
Нашей выученной беспомощности очень много лет.
Мы как те жучки, выращенные в маленьком аквариуме, и помещенные в куб большего размера, продолжаем двигаться в пределах меньшего куба. Нам и в голову не приходит, что стеклянных стенок больше нет. Поскольку наши родители и прародители больно ударялись лбом, пытаясь их пробить. И нам завещали: «Не пытайся! Это бессмысленно. Я пробовал. Ничего не получится».
Так звучит «выученная беспомощность».
Когда я сто лет назад с подругами организовала «Вторую маму» — благотворительную организацию, занявшуюся судьбами брошенных детей, лежащих в больницах Краснодара, у меня не было опыта, что кто-то до нас не смог. Только потом, сидя в кабинетах департамента образования, будучи глубоко беременной, мне пришлось отвечать на глупые вопросы — «А вы правда считаете, что можете этим детям дать больше, чем может дать главврач больницы?». На мой резонный вопрос: «Почему же он до сих пор не дал — и эти дети лежат в разваливающихся палатах по полгода, без света и ни разу не выходят за свою короткую жизнь на улицу?»,- мне ничего не ответили. Мы завезли новую мебель, построили детскую площадку возле палаты с детьми, организовали штат нянь — с детьми стали гулять. И да, их разобрали в семьи. Потом уже были «Школы приемных родителей», первую из которых создали мы. И Департамент семейной политики, и телевизионные программы, где рассказывали о детях, ждущих родителей, и расформированные детские дома.
Никто нам не сказал вначале, что какие-то девчонки не смогут прогнуть систему.
И мы смогли.
***
Но выученная беспомощность она сильнее. Она как ядовитый опыт поколений, нашептывающий тебе изнутри: «Не суйся, себе дороже, все равно ничего не изменишь, только опозоришься или будет еще хуже».
Эта мерзкая беспомощность проявляется везде.
Недавно я пыталась забрать документы из московской онлайн-гимназии, в которой училась моя дочь. Я писала письма на электронку кураторам, просила, объясняя, что нам бы надо получить документы до начала учебного года, чтобы дочь попала на первое сентября в новую школу. Меня просто игнорировали, и я думала: «Ну что я могу, я их понимаю — у них школа, новый учебный год, на онлайн перешло много детей, они там зашиваются, как станут по-свободнее, вышлют…». Но пришло и первое сентября, и третье — а мне даже скан табеля не могут выслать, то без печати, то вообще игнор. Пока одна из моих замечательных подруг мне не напомнила, что вообще-то у меня есть полное право получить эти документы немедленно, и школа нарушает права ребенка на образование. Я выслала куратору класса сообщение, что направлю жалобу в Департамент образования Москвы, если вы не вышлите хотя бы скан табеля с печатью до пяти часов сегодняшнего вечера. Скан был через 10 минут. Оригиналы документов пришли сегодня 🙂
Я смогла. Найти новую школу для своей дочери среди переполненных школ Краснодара. И настоять на том, чтобы старая выслала документы.
Одна моя клиентка, живущая в Великобритании, сходила в салон, чтобы ей покрасили волосы. В результате цвет был очень далек от желаемого. Сама мастер это признала. Но что ж, всякое бывает.
«А что, я могу прийти и потребовать, чтобы они переделали?» — недоумевает она на сессии.
Да, можешь.
Она собралась с духом и пошла. Переделали. Нынешнем цветом она более чем довольна. Никто не заикнулся, что она должна какие-то деньги за перекраску.
Она смогла.
Но выученная беспомощность у нас в крови.
Нам сложно поверить, что мы что-то можем.
От вернуть просроченные продукты в магазин или купить их по цене, указанной на ценнике, а не выбитой в чеке, до защитить права ребенка в школе или детском саду.
Выученная беспомощность звучит, как слова умудренных опытом, знающих взрослых людей. Это и понятно, люди, говорящие: «Не ходи, не суйся, не требуй, будет только хуже, все давно решено, все везде проплачено» — ориентируются на свой опыт. Опыт своих родителей и прародителей, которые знают, что биться головой о стеклянные стенки больно, обидно и стыдно, а еще можно и пораниться, и правда бывало хуже.
И мы перестаем пробовать. Изначально отказываемся пробовать. Веря на слово «знающим людям» и голосу своей выученной беспомощности.
Копирование материалов разрешено только с указанием авторства и активной ссылкой на сайт.
АВТОР: ИРИНА ДЫБОВА https://dybova.ru
***
ЗАПИСАТЬСЯ НА ЛИЧНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ
***
Для тех, кто начинает обретать смелость
***