Родитель — это тот человек, которому положено уметь справляться с любой ситуацией. У которого есть ответы на все вопросы, связанные с воспитанием детей.
На любую задачу есть алгоритм решения, который черпается из «общественного бессознательного» — « что в таких случаях делали мои родители», «что делают мои друзья и знакомые», «что советуют психологи», «что пишут об этом в интернете».
Шаблоны есть, алгоритмы прописаны.
Тем жесте ощущается собственное бессилие, когда ни один шаблон не подходит. Не работает. Не приживается. Отторгает его живая ситуация, живой непосредственный ребенок. Как кожа отторгает инородное тело.
Не работает…
Вот оно бессилие.
Оно звучит так: «Я не знаю, что делать. Я в растерянности».
Если ситуация достаточно сложная, то прибавляется страх. Страх не справиться не удержать, страх потерять своего ребенка.
Это страх заставляет искать новые алгоритмы или ужесточать старые.
Но в точке бессилия есть неоценимый ресурс. Это возможность слышать ребенка, не подставляя знакомые шаблоны. Слышать, думать и снова слушать, как в первый раз.
Что-то же такое важное он говорит…
Своим протестным поведением. Своим отказом учиться, ходить в школу, своими уходами из дома, своим отказом от любимых занятий, своими болезнями и заболеваниями.
Что-то такое важное говорит.
Дай бог услышать, разобрать за его страхом, за его болью, за его бессилием перед системой ( семейной системой, системой школы), что он хочет всем этим сказать…
Тут и взрослый то не особо может сформулировать, что с ним. Почему он взрослый вдруг перестает хотеть, что хотел раньше, бросает работу, уходит в запой алкогольный или компьютерный, а ребенок -то и подавно….
Услышать. Дать себе время слушать.
Сложно, тяжело, злобно, страшно, бессильно, обидно. Ведь каждый из нас старается быть хорошим родителем, никто сознательно не хочет быть плохим… И вот на тебе… Ребенок уходит в протест.
Родительская власть может быть конструктивной и деструктивной.
На конструктивную можно опереться. Она поддерживает, дает ему опору и защиту. Она слушает и помогает идти. Она заботится. Не растаптывая личность.
Деструктивная власть — насаждается из тревоги. Из страха не справиться, опозориться. Перед воспитателями и учителями ( надо же не учиться ребенок, хулиганит, школу пропускает), перед своими родителями( «да мать из тебя прямо скажем…»), перед соседями, перед случайными свидетелями сцены в магазине. Деструктивная власть говорит- «Сделай немедленно, как я сказала!» А дальше следует «Или я тебя убью!» В деструктивной власти много ярости. Слишком непереносимы страдания взрослого, встречающегося со своим бессилием перед ребенком.
Если остановиться в этой точки бессилия, а не бежать дальше, то можно встретиться с полным непониманием, что делать дальше, можно отодвинуть за ненадобностью шаблоны и начать слушать, внимательно слушать ребенка.
Есть вещи, перед которыми мы действительно бессильны.
Но часто просто то, чем мы кормим своего ребенка, ему не подходит. И у него развивается аллергическая реакция. И симптомы могут быть вполне явственными — раздражение на коже рук, высыпания на лице, сложности в дыхании. То чем мы его пичкаем, и как мы это делаем, не переваривается его организмом, вызывает протестную реакцию.
И тогда только слушать. А если не удается и услышать и понять, брать помощь специалиста.
Чтобы расслышать вместе — что же такого вам хочет сказать ваш ребенок.
***
Перепечатка материалов разрешена только с указанием авторства и активной ссылкой на сайт. АВТОР: ИРИНА ДЫБОВА http://dybova.ru
***
Оформить персональную подписку на мои публикации можно, пройдя по ссылке https://m.me/1800602046712429
***
ЗАПИСАТЬСЯ НА ЛИЧНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ
***
Прийти на курс «СТАТЬ РАВНОЙ СЕБЕ!»
***