Жертвенность. Награда за страдания. Кто последний в очереди?

Если я делаю то, что стоит мне больших усилий, если я практически отрываю от себя, жертвую чем-то, то я жду чего-то взамен. Если уж не благодарности от самого человека, ради которого я так стараюсь, то признание от мира, бога и всемогущей вселенной.  Осознаю я это или нет, но я жду награду.

Причём награду можно ждать не только за «хорошие деяния», но и просто за страдания.

«Тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе красная?» «Тепло, Морозко, тепло!»  Получай, девица, награду!

Терпела мучения? – Терпела!

Страдала? – Страдала!

Получай! Ожерелья, бриллианты, самоцветы. И прекрасную жизнь с добрым молодцем.

«Страдание – это добродетель» – этот постулат зашит в культуру многих стран и является основой ведущих религий и верований мира. За страдания причисляют к лику святых.

Чем хуже условия жизни, чем труднее живётся гражданам, тем более страдания возносятся в ранг добродетели.  «Бог терпел и нам велел» – говорила моя бабушка, пережившая раскулачивание, голод и войну.   «Страдай, терпи и ждёт тебя награда за мучения твои».  Но плотно закрепив сей постулат, человеческий ум решил, что верно и обратное: «Если хочешь чего-то получить, ты должен выстрадать своё счастье.» «Страдания – это верный путь к светлому будущему.»

Насколько мы помним, наше светлое будущее так и не наступило, и самоотверженный труд миллионов людей не окупился.

За страдания конечно причисляют к лику святых, но только после. После того, как жизнь закончится. Награда то найдёт героя, но только не при жизни.

Это только в сказках помучилась Настенька  и получила шкатулку с самоцветами.

Ой, нет! Не только в сказках.

Вспомнила случаи, когда за сломанные руки и выбитые зубы мужья дарят браслетики и колечки. Одаривают за страдания. Прямо Морозко во плоти. Кто колотит, кто морозит – кому как больше нравится.

А так, чтобы за  терпение и страдания мешки с самоцветами дарили, встречать не приходилось.

morozko-nastenka

Но вера в это очень сильна. Вплоть до того, что если долго мучиться и болеть, то после обязательно должно что-то хорошее случится. Кто-то же должен одарить девицу за страдания.

В мою бытность руководителя благотворительной организации,  я услышала однажды  фразу, с которой потом долго носилась. Вполне серьёзно и искрении  сказала мне девушка-волонтёр : « Вы так много хорошего сделали, вы столько прошли, так настрадались, вам должно всё это сторицей вернуться! У вас должно быть много денег». Я удивилась. Но задумалась. Практически поверила. А вдруг?  Вдруг действительно, всё это так и работает. Я здесь Мать Тереза, а мне дом с камином, бассейн и бриллианты.

Не работает. Чтобы деньги были, их надо откуда-то брать. Кто откуда берёт.

Не материализуются мешки с деньгами за страдания и добрые дела. А жаль)).

В самом по себе страдании нет никакой ценности. Это выбор человека – страдать или не страдать. А если страдать, то ради чего. Хорошо, когда это «ради чего» понятно и подконтрольно.

Бывает, что люди выбирают геройскую смерть, чтобы защитить своих соотечественников. Или жертвуют собой ради жизни детей. Но всё эти экстремальные случаи к нашей обычной ежедневной жизни имеют очень малое отношение.

Тем более поразительно, как в обычное мирное время, не требующее каких-то сверх усилий, чтобы просто жить, люди умудряются устроить себе бег с препятствиями, полный самоотверженности и страданий. Где-то  в глубине души, рассчитывая на награду.

Но как это не грустно признавать, все «девочки со спичками» обретают награду только на небесах.

А в этой реальной жизни страдания не ценятся. Более того, они вгоняют в долги тех, ради кого всё это делается, и вызывают не благодарность, а злость. Как кредит, который тебе навязали.

Ценится  упорство, целеустремлённость, чувствительность к себе   и умение о себе позаботиться.

И  способность любить, дружить и просто общаться, не пытаясь никого спасти.

 

***

Записаться на индивидуальные сессии.

 Начать свой курс “ЙОГА ДЛЯ ДУШИ”

***

Перепечатка материалов разрешена только с указанием авторства и активной ссылкой на сайт. АВТОР: ИРИНА ДЫБОВА http://dybova.ru
Подписаться на новые статьи через Facebook.

Комментарии

Рубрика Мелочи жизни. | Комментарии выключены

Мечты о «нормальной семье». Две стороны одной модели.

Откуда они берутся эти мечты об идеальной семье? Из детства? Но не факт, что вы хотели бы жить так, как жили ваши родители. Скорее всего, наоборот. Так откуда вы знаете, как должна выглядеть семья? Ваша семья?

1

Семья – это то место, где вам хорошо. Где удовлетворяются все ваши потребности. Это рай на земле.

У каждого из нас было райское время. Это то время, когда мы были маленькими.  И были большие, взрослые люди, которые за нас все решали и разбирались со всеми нашими проблемами. Если они были более или менее хорошими родителями, то у нас было достаточно защищённости и свободы.

Одной из женских мечт об идеальной семье является надежда, что муж заменит  мне маму и папу.

2

Что за ним я смогу быть как за каменной стеной, защищённой как в детстве от всех проблем большого мира. А взамен я буду милой. Хорошей, но в меру капризной. Я буду заниматься тем, что мне нравится, но “вовремя делать уроки”, я буду готовить и убираться в квартире, я буду следить и заниматься детьми. Если я решу работать, то это будет скорее моё «хобби», и на эти денежки, я смогу покупать себе «мороженное», но это точно не те деньги, на которые можно покупать одежду или питаться целый месяц. А “там наверху” будет большой и взрослый человек, который возьмёт на себя все важные решения, заботу обо мне, моей жизни и о наших детях. И если в моём детстве это были папа с мамой, то сейчас будет муж.

Итак, в этом варианте:

Муж – отеческая фигура. Жена – ребёнок, которого любят и котором заботятся.

Женщина мечтает выйдя замуж, жить также, как она жила в доме родителей. Чтобы муж стал ей родителями – «мамой и папой», которые о ней заботились, любили её, которые  всё решали и несли львиную долю ответственности за её жизнь.

По сути, создавая свою семью, женщина мечтает повторить своё детское, инфантильное счастье в родительском доме, но только в его улучшенной идеальной версии.

3

«Быть замужем» – это «жить как у Христа за пазухой».

Муж представляется отцовской фигурой – заботливым родителем для маленькой девочки. Которая может капризничать, если работать, то деньги тратить только на себя; может «качать права», но должна быть всегда быть безусловно принятой и любимой.

По факту, как и в родительской семье, в этой модели подразумевается подотчётность, контроль со стороны «родителей» ( а теперь мужа), ограничение свободы. Родители отвечают за своих детей, они же их контролируют, они же говорят, что делать, принимают основные решения. Говорят, как одеваться, как себя вести, что есть, чем заниматься. Уровень контроля и давления в каждой семье свой.

Но в модели «отец-дочь», у дочери априори гораздо меньше свободы, и она обязана «платить» за любовь, заботу и своё обеспечение.  «Пока ты живёшь в моём доме и за мой счёт, ты будешь делать то, что я говорю.» Цена бывает разная.

Если цена подходит, то пары вполне удовлетворены этой семейной моделью.

Но бывает так, что всё было бы хорошо, и наступило бы оно долгожданное счастье, если бы ваш муж не мечтал бы… о маме. Не о маленькой девочке-принцессе (ей вполне может стать дочь), а о маме в вашем лице.

4jpg

В этом варианте

Жена – материнская фигура. Муж – любимый, обожаемый сын.

В мечтах мужчины – женщина будет для него идеальной, заботливой мамой. Она откуда-то будет брать деньги. В доме всегда будет чисто, тепло и наготовлено. «Мама» всё будет незримо успевать. Она будет обо всём заботиться и всё контролировать. Именно она будет всё знать о его здоровье, помнить даты посещения врача, графики приёма лекарств и обеспечивать правильное питание. Если есть дети, то все «детские сады-кружки-школы-уроки-родительские собрания-врачи» она возьмёт на себя. Она будет в меру вникать в его дела, поддерживать его рост, но давать полную свободу.

Это в мечтах. А по факту, – если женщина всё берёт на себя, в том числе обеспечение семьи, то она жёстко контролирует выполнение обязанностей у всех членов семьи. «Свобода» мужа, как и детей, чётко регламентирована. Даже если «женщина-мать» не является основным добытчиком в семье, в этой модели она «закон и порядок».

Эти две модели из одной оперы – они про наши надежды на рай на земле, на тёплый, заботливый дом, на «тихую гавань», на безусловное принятие. На то, что каким бы ты не был, чтобы ты не делал – тебя примут и о тебе будут заботиться всегда. Ты можешь болеть, можешь не работать, быть годами в поиске себя, можешь пить, можешь быть в депрессии – о тебе всё равно будут заботиться, тебя будут содержать, терпеть ( а лучше трепетно и нежно любить), тебя примут любой и любым. Мечта об идеальном отчем доме. О без-условной любви.

 

Бывает так, что в паре оба человека с инфантильными притязаниями к друг другу

Это два ребёнка, которым нужен сильный, взрослый второй.

Голодные мальчик и девочка озлобленно смотрят друг на друга.

Ни один из них не может утолить голод другого:

« – Я ищу мужчину, который бы заботился обо мне. Содержал бы меня и наших детей. На которого я могла бы опереться и доверить ему свою жизнь.

    – Я не могу тебе всего этого дать. Мне самому нужна заботливая мать, женщина которая практически всё возьмёт на себя. Давай ты будешь ей?»

deti

Это суть конфликта, которая звучит в таких парах во всех ссорах, недовольстве, обиде, слезах, в отчаянии, одиночестве, в голоде, непонимании.

na-lavochke

Разрядка наступает тогда, когда приходит осознание, что ни один из пары не в состоянии стать кормильцем для второго, и не один не может дать другому то, что он хочет.

Когда надежда на «нормальную семью» рушится. Когда становится понятно, что меня некому накормить. Что спасителя нет. Никто не придёт и не спасёт меня. Никто не возьмёт ответственность за меня на себя. Всё что у меня есть – это я и моя ответственность за себя и моих детей (если они есть). И как я обойдусь с этой ответственностью, дело моё. Пойду ли искать другого кормильца(кормилицу) или начну искать опору и силы в себе.

Поиск опоры в себе – дело сложное и трудоёмкое. Этот процесс знаменует начало выхода из зависимых отношений.

8

Но при этом хорошо бы не впадать в манию величия и не думать, что можно   адекватно тянуть одной то, что, по- хорошему, нужно тянуть вдвоём. И с детьми управляется, и работой заниматься, и везде успевать, и всё оплачивать и везде на сто процентов. Выдыхайте. Вы не всесильны.

Зависимые отношения обещают надежду, что этот человек заполнит дыру в моей жизни. Финансовую дыру, эмоциональную. «Пока я с ним, я никогда не буду нуждаться. Я не буду одинокой.»

Хорошо, когда эта нужда обнаруживается. Обнаруживается собственное одиночество и своя отдельность от другого человека. А так же  свои притязания, чтобы другой стал кормильцем – кормилицей для тебя, как для грудного ребёнка.

Проблема в том, что  голодного ребёнка не накормить. Эту потребность, нужду, своё внутреннюю дыру можно только обнаруживать. А затем заполнять своей жизнью. Книгами, творчеством, учёбой, общением с разными людьми, дружбой, воспитанием детей, работой, интересными проектами, путешествиями. И не пытаться заполнить дыру силами одного человека. У этого человека тоже, вполне возможно, есть своя дыра.

Автор всех рисунков грузинская художница  Нино Чакветадзе.

***

Записаться на индивидуальные сессии.

 Начать свой курс “ЙОГА ДЛЯ ДУШИ”

***

Перепечатка материалов разрешена только с указанием авторства и активной ссылкой на сайт. АВТОР: ИРИНА ДЫБОВА http://dybova.ru
Подписаться на новые статьи через Facebook.

 

 

Комментарии

Рубрика Мелочи жизни. | Комментарии выключены

Борьба за власть в школьных родительских комитетах. Нешуточные бури в стакане воды.

С появлением ватсаппа жизнь наша изменилась. Мы стали обсуждать вопросы в группах, то что раньше было возможно только на родительских собраниях два – три раза в год.

Интернет сильно изменил нашу жизнь, теперь мы мгновенно узнаем о происшествии на другом полушарии Земли, и чаще из ролика прохожего, а не из официальных новостей. Мы можем всё узнавать мгновенно, из первых рук; мы можем этим делиться и обсуждать.

Открытость, мобильность, скорость передачи информации и возможность обсуждения – сильно изменили этот мир. Всё сложнее что-то удержать под полой.

Класс – это маленькое государство. Со своим «главой» – классным руководителем и “боярами” – членами родительского комитета. Но бывает так, что “бояре” захватывают власть и пытаются сами управлять государством.

В классе моей дочери за 5 лет сменилось 6 учителей. Динамика такова, что, оставив классное руководство, учителя меняли школу. Что происходило в прошлые годы, я могу сейчас только догадываться –   у меня не было ни сил, ни времени во всё это вникать.

Но сейчас то ли время у меня появилось, то ли глаз уже стал более намётан, определённые действия со стороны родительского комитета меня насторожили, и я решила копнуть глубже… Что я вытянула на поверхность, меня сильно удивило.

В преддверии Нового года родители стали активно обсуждать подарки от класса, каждый предлагал своё – снежные шары, светящихся снеговиков, книги. Традиционный сладкие подарки были запрещены администрацией школы. Поэтому родители стали ломать голову, делясь в группе тем, кто что нашёл на просторах интерната и в местных складах- магазинах, попутно создавая себе добродушное предновогоднее настроение.

Глава родительского комитета сказала: “Ок. Посмотрим.”

А через несколько дней ко мне пришла рассылка: “Мы решили детям дарить новогодние подарки. Это по секрету. Другим говорить не надо. Комментариев не нужно. Просто “да” или “нет”. Удивительно, правда? Похоже на игру. Почему так скрытно, тайно? Что за подарки? Сколько стоит? Кто такие “мы”?

– Стоит столько-то. Подарок такой-то.
– А почему ни с кем нельзя обсуждать?
– Потому что всем не угодить.

Во как.

Глава родительского комитета – взрослая женщина с двумя детьми на протяжении всех школьных лет единолично принимала решения, требуя только в рассылке смс, а теперь по ватсапп ответа “да или нет”. “Вам подходит или нет? Если нет, до свидания”. Сама идея что-то обсуждать среди всех родителей её совсем не грела.  С её слов -“Она- человек дела”.

Поэтому моё высказывание во всеобщую группу на тему: “А не обсудить ли нам это?” “Почему мы не можем обсудить новогодние подарки и выбрать лучший вариант?”-  моментально пресеклось. “От вас требуется только “да или нет”. Что вы здесь разводите базар?” Часть родителей всполошились:”А вообще на какие вопросы надо ответить  “да или нет”? Что обсуждаем то?”

“Мне смута не нужна” –  написала мне грозная глава родительского комитета в личном сообщении и выдворила меня из общей официальной родительской группы.

Не перевелись цари на Земле Русской.

Нам и мне в частности повезло – учитель создала свою группу, став её администратором. Власть в классе вернулась в законные руки.

Пока всё это происходило с моим исключение из родительской группы, мне написали несколько родителей с поддержкой  и рассказали про  травлю в личных сообщениях.

Стратегия нашего родительского комитета  в лице властной  дамы-государыни и пары приспешников была в том, чтобы общаться с каждым из  родителем по одиночке, только через личные сообщения. Но не в коем случае не допускать публичных обсуждений в общей группе. Чтобы у каждого было ощущение, что это с ним что-то не так, все согласны, а он нет. Так проводились сборы денег, покупка подарков учителям, утверждение решений.

“Какое вам дело до других?! Скажите: “Да или нет”. От вас больше ничего не требуется!”

Вот такая тоталитарная система правления в отдельно взятом государстве. Ничего вам не напоминает?

Класс – это маленькое государство. И как в любом государстве, по крайней мере нашем, большинству граждан всё равно. И собственно, появляется те, кто решают, что это «наша вотчина». И если учитель, классный руководитель отходит на второй план, то в классе начинает твориться беспредел.

Он может твориться и под руководством учителя и с его молчаливого согласия. Но учитель –  это часть системы. Над ним всегда есть завуч, директор школы, департамент образования, министерство образования. В этом случае понятно, что делать и к кому идти. Управа на учителя всегда есть. Но если власть захватывают «бояре», то единственный вариант: восстанавливать законную власть – власть учителя, если не получается  –  менять класс\школу.

К классе, куда ходит ребёнок моей подруги, родительский комитет методично осуществляет “чистку рядов” – выдворяет из класса “неправильных” детей. На очереди её ребёнок.

Легализация того, что происходит (травли, агрессии, вымогательства, тайных игр и интриг) выворачивание всего этого на свет божий – даёт удивительный эффект. Как вампиры под лучами солнечного света – всё это шипит и тает.  Сначала шипит, источает зловоние, но тает всё равно.

muzyka

Наступили удивительные времена. С  появлением различных групп – родительских, детсадовских, профессиональных –  нам пришлось общаться,  у нас появилась необходимость обсуждать различные вопросы.  Возможно, вам достаточно вашего «да или нет». Действительно, не всё же требует включения и детального обсуждения.

Но в целом у нас теперь есть возможность   обсуждать, делиться своим мнением и видением ситуации. Да, мы разные, это правда.  С этим приходится считаться, нам приходится  учиться слышать друг друга и ДО-ГО-ВА-РИ-ВАТЬ-СЯ.

***

Записаться на индивидуальные сессии.

 Начать свой курс “ЙОГА ДЛЯ ДУШИ”

***

Перепечатка материалов разрешена только с указанием авторства и активной ссылкой на сайт. АВТОР: ИРИНА ДЫБОВА http://dybova.ru
Подписаться на новые статьи через Facebook.

Комментарии

Рубрика Мелочи жизни. | Комментарии выключены